November 22, 2024 +38 (044) 490 90 88info@uadm.com.ua
Blog
Home / Uncategorized / Юридическое обоснование позиции УАДМ относительно законопроекта N3896 «О внесении изменений в статью N223 Таможенного кодекса Украины»

Юридическое обоснование позиции УАДМ относительно законопроекта N3896 «О внесении изменений в статью N223 Таможенного кодекса Украины»

0

Уважаемые господа!

Кабинетом Министров Украины несколько месяцев назад задекларировано намерения реформировать почтово-логистическую отрасль Украины и систему ее государственного регулирования. Вопреки Закону Украины «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности» 16 января 2014 года Кабинетом Министров Украины в порядке законодательной инициативы был подан для рассмотрения Верховной Радой Украины Закон Украины «О внесении изменений в статью 233 Таможенного кодекса Украины» (далее — Проект). Основные «новеллы» законопроекта:

  • запрет частным операторам почтовой связи пользоваться предусмотренным на законодательном уровне правом об определении и оборудование ММПО;
  • принуждение частных операторов почтовой связи к нарушению действующего законодательства и мотивация их к пересылке почтовых отправлений под видом международных экспресс-отправлений;
  • устранение с рынка почтовой связи частных операторов почтовой связи, которые организовывают обмен международными почтовыми отправлениями;
  • монополизация рынка почтовой связи национальным почтовым оператором «УКРПОЧТА»;

УАДМ, как объединение, защищающее интересы пользователей почтовых услуг, считает данную законодательную инициативу вредной для экономической и инфраструктурной безопасности страны, вредными для развития конкуренции, внутренней торговли, противоречащими мировому опыту и естественным трендам развития почтово-логистической индустрии в мире, и, в конечном итоге, создающими дополнительное напряжение в обществе.

Вместе с тем, УАДМ заинтересована в развитии рынка почтово-логистических услуг и хотела бы развивать конструктивный диалог между представителями государственных структур, УГППС «Укрпочта» и бизнеса. В настоящем документе мы хотим детально представить средствам массовой информации нашу юридическую позицию по данному Проекту.

1.  Вопреки Закону Украины «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности» от 16.01.2014 г. Кабинетом министров Украины, в порядке законодательной инициативы был подан для рассмотрения Верховной Радой Украины Закон Украины «О внесении изменений в статью 233 Таможенного кодекса Украины».

Согласно Закону Украины «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности», обеспечения осуществления государственной регуляторной политики включает, в частности, обнародование проектов регуляторных актов с целью получения замечаний и предложений от физических и юридических лиц, их объединений, а также открытые обсуждения с участием представителей общественности вопросов, связанных с регуляторной деятельностью. Несмотря на наличие в пояснительной записке информации о трехразовом обнародования проекта и проведение круглых столов и согласительных совещаний, никаких доказательств этому не найдено на сайте профильных органов и в средствах массовой информации. Отсутствие такого обнародования не позволило общественности реализовать свое право на представление замечаний и предложений от физических и юридических лиц, их объединений. Наличие информации об обнародовании, вводит законодательный орган в который подано Проект в заблуждение. На самом деле, круглые столы и обсуждения проводились по поводу проекта Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по развитию сферы почтовой связи», где одним из пунктов было предложено внесение изменений в статью 233 Таможенного кодекса Украины. После последнего обсуждения в марте 2013 года, Проект был возвращен на доработку в УГППС «Укрпочта». После этого, 01.08.2013 года был обнародован доработанный текст проекта, который уже не содержал никаких предложений о внесении изменений в статью 233 Таможенного кодекса Украины. Каких-либо обнародований проекта Закона Украины «О внесении изменения в статью 233 Таможенного кодекса Украины (относительно международных почтовых отправлений)» не было, а значит было грубо нарушено нормы Закона Украины «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности».

2.  Согласно пояснительной записке к Проекту Закона Украины «О внесении изменений в статью 233 Таможенного кодекса Украины» вытекает следующее:

Целью законопроекта, по мнению авторов пояснительной записки является урегулирование вопроса открытия ММПО на государственном уровне. В свою очередь авторы пояснительной записки, формируя свою позицию о роли ВПС в деятельности почтовых операторов на территории Украины, даже не владеют информацией о том, что отмечена ним редакция документа Конвенции неактуальна, ведь последняя была утверждена указом Президента Украины № 5/2013 от 09.01.2013 года.

В интересах обеспечения стабильного обмена международной почтой между назначенными операторами ВПС разработал бланки и документы, которые являются неотъемлемыми составными частями Актам ВПС и ключевыми компонентами в обеспечении взаимодействия всемирной почтовой сети. Они как и другие положения Конвенции, позволяют назначенным операторам осуществлять обмен почтой стандартным способом с использованием стандартной информации. В свою очередь следует отметить, что требования ВПС к предоставлению почтовых услуг закреплено рядом международных соглашений, однако, особенностью международных почтовых отношений является подчеркивание в Уставе ВПС о том, что постановления Актов ВПС не могут нарушать законодательство каждой страны-члена во всем, что точно не предусмотрено актами ВПС. Именно статьей 22 Устава ВПС, к которой отсылает в своей преамбуле Конвенция, указано , что Устав является основным актом ВПС, а Конвенция только включает общие правила, применяемые к международной почтовой службе.

Следует отметить, что актами ВПС не предусмотрено использования частными/ коммерческими операторами почтовой связи бланков и документов, которые разработал ВПС. Одновременно данный вопрос урегулирован действующим законодательством Украины. Согласно Таможенного кодекса Украины, перемещение товаров через Таможенную границу Украины, осуществляется, в частности, в международных почтовых отправлениях (ст. 186). Международные почтовые отправления — упакованные и оформленные в соответствии с требованиями актов ВПС и Правил предоставления услуг почтовой связи, принимаются для пересылки за пределы Украины,  доставляются в Украину или перемещаются через территорию Украины транзитом операторами почтовой связи. Из вышеизложенного следует, что законодатель в Украине самостоятельно определил порядок использования в т. ч. частными почтовыми операторами бланков и документов, которые разработал ВПС, ведь все международные почтовые отправления, независимо от того через какого оператора почтовой связи последние пересылаются должны быть оформлены в соответствии с актами ВПС,  то есть их должны сопровождать бланки и документы утверждены ВПС.

Как указано в пояснительной записке, в отчете Административного Совета как постоянного органа ВПС указано, что если почтовый рынок страны организован таким образом, что операторам, которые не назначены, разрешается осуществлять деятельность на территории страны, если они осуществляют свою деятельность как коммерческие предприятия и не подпадают под действие Актов ВПС. Последнее еще раз подтверждает то, что нормы ВПС как императивные распространяются только на назначенных операторов. Одновременно УАДМ непонятный следующий вывод пояснительной записки: «Другими словами, коммерческие операторы осуществляют свой ​​обмен отправлениями вне мест международного почтового обмена ». Непонятным остается термин в пояснительной записки «Вне ММПО».

Согласно пояснительной записки в части, что касается циркулярного письма ВПС следует отметить, что наличие регистрации центров обработки международной почты (ММПО). 1) Еще не означает, что такие центры используется согласно Актов ВПС . Ведь акты ВПС, как отмечалось выше, рассчитаны на назначенных операторов, а определение ММПО по украинскому законодательству допускает наличие операторов независимо от их статуса и организационно-правовой формы. Отсюда следует, что только центры обработки почты назначенного оператора (УГППС « Укрпочта») должны эксплуатироваться в соответствии с актами ВПС. Деятельность же ММПО коммерческих операторов регулируется внутренним законодательством Украины, среди которых, в частности, Таможенный кодекс Украины, которым отмечено, что международные почтовые отправления, то есть те, которые пересылаются через ММПО, должны быть оформлены (т.е. сопровождаться необходимыми бланками и документами) по актам ВПС. Использование форм бланков и документов ВПС операторами почтовой связи осуществляется по Таможенному кодексу в обязательном порядке и независимо от наличия статуса назначенного оператора. 2) Еще не означает, что такие центры не имеют права использовать бланки ВПС. Последнее подтверждается Таможенным кодексом Украины, где четко говорится об обязанности операторов почтовой связи при пересылке международных почтовых отправлений использовать такие бланки, ведь МПВ должны быть оформлены в соответствии с актами ВПС, о чем уже говорилось выше. 3) Еще не означает, что такие центры могут получать преимуществами от почтовой таможенной обработки,  хотя авторы пояснительной записки пишут о таких преимуществах отмечая, что коммерческие операторы осуществляют свой ​​обмен вне мест международного почтового обмена, не объясняя где именно, осуществляется таможенное оформление почты частными почтовыми операторами. 4) Если же исходить из заключения авторов пояснительной записки о том, что «центры обработки почты не являются местами международного почтового обмена», то вышеприведенные отчеты Административного совета и Циркулярное письмо Международного бюро ВПС вообще не имеют отношения к поданному в порядке законодательной инициативы Проекту.

Таким образом, как точно указано в Пояснительной записке, Акты ВПС, действительно, регламентирующие обмен международными почтовыми отправлениями между почтовыми операторами, назначенными выполнять обязательства, вытекающие из Актов ВПС и одновременно законодательство Украины, ввиду отсутствия на территории Украины форм бланков и документов, которые могли бы использовать коммерческие почтовые операторы, в рамках Таможенного кодекса Украины, который обязал последних пользоваться формами бланков и документов утвержденных ВПС.

Что касается кода ММПО в ВПС, об отсутствии которого пишут авторы пояснительной записки, следует сказать о том, что на официальном сайте BПC содержится информация в т. ч. об операторах почтовой связи, не имеющих статус назначенного, но это не помешало им получить такой код и осуществлять пересылку МПВ наравне с УГППС «Укрпочта», которое, в свою очередь, не имело статуса назначенного оператора до января 2013 года, но при этом имело возможность согласно установленного ВПС порядка получить код ММПО в ВПС. Кроме этого в Европе, где есть множество ММПО, которые не имеют статуса назначенного и, согласно официальной страницы ВПС, не имеют соответствующего кода ММПО, не мешает им пользоваться бланками и документами ВПС, заполнять их, в т. ч. указывать ММПО в порядке предусмотренном установленным техническим стандартом ВПС S 34 и обеспечивать обмен международных почтовых отправлений. Из вышеизложенного следует, что отсутствие кода ММПО на официальной Интернет странице ВПС не является препятствием обмена МПВ.

В части, что касается комментариев авторов пояснительной записки относительно того, что частные операторы не подпадают под действие актов ВПС, но могут быть определены как экспресс-перевозчики согласно Таможенному кодексу Украины, то следует отметить, что частные почтовые операторы организуют пересылки мелких пакетов, посылок, международных почтовых отправлений с отметкой «Консигнация», которые по своей сути являются международными почтовыми отправлениями, которые должны быть упакованы и оформлены согласно актов ВПС и национальных правил предоставления почтовой связи. Приведенное автором предложение, склоняет коммерческих операторов почтовой связи к нарушению действующего законодательства Украины и пересылки почтовых отправлений в форме международных экспресс-отправлений. Перемещение международных экспресс-отправлений по своей сути является услугой, предоставляется не почтовыми операторами, а международными экспресс — перевозчиками.

Как справедливо отмечено автором пояснительной записки, главной целью ВПС является обеспечение устойчивого развития предоставления универсальных почтовых услуг. Основной обязанностью, вытекающей из Конвенции как Акта ВПС, предусмотрено укрепления понятия единства почтовой территории Союза. Для содействия концепции, страны — члены (в т. ч. Украины ) обеспечивают, чтобы все пользователи имели право доступа к универсальной почтовой службе (универсальных почтовых услуг), включающая обеспечение на постоянной основе качественных основных почтовых услуг. Для этого страны-члены в рамках своего национального почтового законодательства определяют объем таких предлагаемых универсальных почтовых услуг, а также условия качества и приемлемых цен с учетом потребностей населения, так и своих национальных условий. Страны-члены обеспечивают надлежащее обеспечение всех пользователей (клиентов) универсальной почтовой службой, гарантируя тем самым ее стабильность. Страны-члены обеспечивают, чтобы предоставление почтовых услуг и стандарты качества соблюдались операторами, ответственными за обеспечение универсальной почтовой службой ( ст. 3 Конвенции ) — назначенными почтовыми операторами. Распоряжением Кабинета министров Украины от 10.01.2013 года назначенным почтовым оператором в Украине назначен Национальный оператор почтовой связи. Согласно п.9 Правил предоставления услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Кабинета Министров Украины от 05.03.2009 года № 270 (далее — Правила), Национальный оператор почтовой связи (будучи Назначенным оператором) обеспечивает предоставление универсальных услуг почтовой связи на всей территории Украины. Все операторы почтовой связи при пересылке почтовых отправлений, принадлежащих к универсальным услугам почтовой связи, обязаны обеспечивать нормативные сроки установлены Минтранссвязи ( п. 10 Правил ) и норм по тарифному регулированию ( ст. 9 Закона). В соответствии со ст. 17 Закона, все операторы независимо от их организационно-правовой формы пользуются равными правами и выполняют одинаковые обязанности в соответствии с законодательством Украины, кроме исключительных прав и обязанностей национального оператора, определенных этим Законом. Перечень исключительных прав Национального оператора является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию, откуда следует, что все операторы , пользуясь равными правами, предоставленными им в .ст. 17 Закона , имеют право осуществлять любую почтовый деятельность, кроме той, которая отнесена к исключительным правам национального оператора (обмен МПВ через ММПО не отнесен к исключительной компетенции Национального оператора). Как следует из статьи 2 Конвенции, предназначенных операторов может быть несколько и это  не противоречит Актам ВПС.

Особое внимание в пояснительной записке привлекла норма, согласно которой авторы Проекта делают вывод о том, что ввиду значительного количества обращений, поступающих в последнее время от частных операторов почтовой связи по вопросам определения ММПО, последнее вызывает сомнение в правомерности деятельности таких операторов в части международного почтового обмена. Похоже, что попытки почтового оператора реализовать свое право на определение ММПО, предусмотренного Порядком определения и оборудования мест международного почтового обмена, утвержденное Приказом Министерства транспорта и связи Украины от 19.01.2010 года № 10, уже является основанием подозревать такого почтового оператора в неправомерности его деятельности в части международного почтового обмена . Кроме этого, реализация такого права частными операторами, по мнению авторов пояснительной записки, не будет способствовать позитивному имиджу УГППС «Укрпочта» как назначенному оператору, так и Украины, как государству в целом.

3.   Как следует из вышеизложенного, истинной целью Проекта является достижение монополии УГППС «Укрпочта» на создание мест международного почтового обмена. На сегодняшний день, законодательством Украины любому оператору почтовой связи разрешено создать пункт международного обмена почты ( ММПО ). Не секрет, что такие пункты признаются ВПС и даже идентифицируются ВПС. Идентификация в ВПС проходит только при наличии согласия УГППС « Укрпочта » и при предоставлении такого согласия последнюю почему-то совсем не беспокоит наличие или отсутствия механизма контроля за международной почтой.

Введение в действующее законодательство нормы о том, что таможенный контроль и таможенное оформление товаров в международных почтовых отправлениях осуществляется в местах международного почтового обмена национального оператора почтовой связи может привести к недопущению и устранению других субъектов хозяйствования, которые осуществляют деятельность на рынке услуг почтовой связи. Это, в свою очередь, приведет к существенному ограничению конкуренции на данном рынке.

Кроме этого, согласно действующему законодательству Украины технология работы ММПО не позволяет проникновение на его территорию работников оператора почтовой связи, ведь вся деятельность на территории ММПО осуществляется под пристальным контролем и руководством таможенных органов. Как следует из вышеизложенного в Украине действует четкая процедура открытия ММПО и пропуска международных почтовых отправлений через ММПО и перевод ММПО в руки Национального оператора не изменит того, что ММПО является таможенной зоной и исключительное право доступа к ней имеют исключительно таможенные органы.

Данный Проект создал обеспокоенность среди представителей почтово- курьерской бизнеса в Украине через потенциальную дискриминацию компаний, десятками лет работают в частном секторе почтовой связи. Этим Проектом закона предлагается ввести монополию на услуги по пересылке международных почтовых отправлений, хотя последние не отнесенные к исключительной компетенции Национального оператора Украины.

По нашему мнению, это может привести к исчезновению самого рынка таких услуг в Украине и к оттоку иностранных инвестиций, с участием которых со времени независимости Украины строился сам рынок. Это в свою очередь может поставить под угрозу доступность услуг почтовой связи для той категории населения, которая массово пользуется услугами частных почтово-курьерских служб.

Данная законодательная инициатива серьезно нарушают нормы Конституции Украины, Гражданского кодекса Украины (далее — ГКУ), Хозяйственного кодекса Украины и действующего конкурентного законодательства Украины. Самому Проекта закона, по нашему мнению, не хватает финансового обоснования, как в части расходов, так и в части ожидаемых доходов УГППС «Укрпочта» от расширения монополии.

Члены нашей ассоциации поддерживают необходимость либерализации рынка почтовой связи и постоянного обеспечения равных конкурентных условий для всех операторов почтовой связи, которые базировались на соответствующей нормативной базе. Частные операторы почтовой связи имеют целью защищать интересы потребителей услуг почтовой связи и считают, что такие инициативы являются вредными для экономической и инфраструктурной безопасности страны , препятствуют развитию конкуренции, внутренней торговле, противоречат мировому опыту и развития почтово-курьерской сферы целом, а в конечном счете создают дополнительное напряжение в обществе .

Кроме этого, стоит отметить, что члены ассоциации заинтересованы в развитии рынка почтово-курьерских услуг намерены поддерживать конструктивный диалог с представителями власти. Мы глубоко убеждены, что конкурентная среда на рынке почтово-курьерских услуг выгодно и государству, и клиентам, и потребителям услуг почтовой связи. Любое регулирование путем лицензирования, квалификационных требований, регулируемых тарифов, территориальных ограничений приведет лишь к коррупции и ограничения конкуренции. Противоправным будет лишение заказчиков услуг почтовой связи самостоятельно выбирать оператора почтовой связи. Важно поддерживать добросовестную конкуренцию в почтово-курьерской сфере.

 

С Уважением,

 Валентин Калашник

Президент УАДМ

Contact Us

We're not around right now. But you can send us an email and we'll get back to you, asap.