Подавляющее большинство экспертов высказались за то, что данные инициативы вредны для экономической и инфраструктурной безопасности страны, развития конкуренции, внутренней торговли, и такие, что противоречат мировому опыту и естественным трендам развития почтово-логистической индустрии в мире, и, в конечном итоге, создают дополнительное напряжение в обществе. Конкурентная среда на рынке почтово-логистических услуг выгодна и государству, и клиентам, и получателям отправлений. Любое регулирование посредством лицензирования, квалификационных требований, регулируемых тарифов, территориальных ограничений и т.д. приведет только к коррупции и ограничению конкуренции. Кроме того, отказ от преференций национальным почтовым операторам является мировой тенденцией. Данные изменения предполагают, наоборот, монополизировать рынок почтовой связи и усилить его госрегулирование.
«Бесспорно, для того, чтобы идти в ногу со временем и быть конкурентоспособным, реформировать рынок почтовых услуг однозначно нужно. Но УАДМ считает, что в таком виде данные инициативы несут угрозу для развития здоровой рыночной конкуренции» – прокомментировал ситуацию почтово-логистической отрасли Валентин Калашник, президент УАДМ.
В свою очередь вице-президент Украинского союза промышленников и предпринимателей Иван Петухов высказал позицию УСПП, которая заключается в необходимости остановки внедрения норм законопроекта в части монополизации рынка и поддерживает свободную конкуренцию. Его поддержал и Антон Балаба, представитель Антимонопольного комитета Украины: «Такие изменения действительно противоречат антимонопольному законодательству, и Антимонопольный комитет ни в коем случае их не пропустит. У нас есть полномочия предотвратить монополизацию рынка и мы ими воспользуемся».
Согласно законопроекту, также планируется государственное регулирование ценообразования. По мнению российского эксперта по почтовой логистике Национальной Ассоциации Дистанционной торговли Игоря Зубова, «Укрпочте» стоит оптимизировать свои процессы, прежде чем искать альтернативные источники дохода путем административного регулирования.
Генеральный директор УГППС «Укрпочта» Оксана Плотникова высказала позицию национального оператора: «Почтовая отрасль должна работать по чётким правилам, согласно нормам Всемирного почтового союза. Наше предложение, возможно, немного радикально, но благодаря ему почтовый рынок Украины может получить чёткие прозрачные правила, приемлемые для всех операторов. Поэтому сегодня мы сидим за этим круглым столом и готовы обсуждать и вырабатывать общие решения, чтобы взвешенно представить законопроект Кабинету Министров Украины и Верховному совету».
Позиция частных логистических компаний, международных почтовых операторов, издателей периодической прессы, профильных ассоциаций и Антимонопольного комитета была однозначной: Закон в данной редакции принимать нельзя. В связи с этим организаторы круглого стола – Украинская ассоциация директ маркетинга и Украинская ассоциация издателей периодической прессы – намерены инициировать создание рабочей группы по выработке стратегии и способов развития почтовой отрасли, модели его регулирования, в которую войдут представители государственных структур, УГППС «Укрпочта» и бизнеса.
В круглом столе приняли участие:
- Оксана ПЛОТНИКОВА, генеральный директор УГППС «Укрпочта»
- Иван ПЕТУХОВ, вице-президент Украинского союза промышленников и предпринимателей
- Валентин КАЛАШНИК, президент Украинской ассоциации директ маркетинга
- Ростислав КИСИЛЬ, президент СП «Росан»/«Мист Экспресс»
- Вячеслав КЛИМОВ, генеральный директор ООО «Новая почта»
- Виталий ЯНИЦКИЙ, генеральный директор «PGK Groupе»/POSTMAN
- Александр ЧУМАК, председатель наблюдательного совета ООО «Укркурьер»
- Алексей ПОГОРЕЛОВ, генеральный директор Украинской ассоциации издателей периодической прессы
- Сергей ТОМИЛЕНКО, первый секретарь Национального союза журналистов Украины
- Антон БАЛАБА, департамент исследований и расследований Антимонопольного комитета Украины
- Дмитрий ЙОВДИЙ, управляющий партнер Юридической компании LEETAS
- Юлия ПАВЛЕНКО, исполнительный директор Украинской ассоциации директ маркетинга