Краткий релиз из полной версии отчета УАДМ по исследованию рынка почтовой логистики Украины за 2016 г.
Украинская ассоциация директ-маркетинга (УАДМ) завершила исследование рынка почтово-логистических услуг по итогам 2016 года. Объем рынка почтовой логистики Украины за 2016 год составил 7,8 млрд грн и количественно — 238 млн шт. внутренних и международных отправлений до 30 кг.
По традиции доля внутренних отправлений по отношению к международным значительно больше, как в натуральном, так и в денежном выражении. При этом рынок международных отправлений развивается динамично и за 2017 г. в сравнение с 2016 г. цифры покажут рост импорта.
Рис.1. Структура рынка в натуральном выражении
Рис. 2. Структура рынка в денежном выражении
Что касается внутреннего рынка, в 2016 г. объем реализации отправлений до 30 кг составил чуть больше 9 млрд грн. Лидерские позиции и в натуральном, и денежном объеме уверенно занимает «Новая Почта». Вторую позицию в рейтинге заняла ПАО «УкрПочта». И далее с большим отрывом следует Meest Express. Компания в 2016 г. закрыла большую часть отделений, при этом увеличила количество курьеров, как пеших, так и авто. Так, со слов представителей оператора, к концу 2016 г. в компании работало 1162 курьера, 80% из которых передвигались на автомобилях. За тройкой лидеров следует «ИнТайм». В основном наращивая объемы за счет увеличения количества отделений и предоставления новых форматов услуг. По предварительным оценкам в 2017 г. «ИнТайм» улучшит показатели 2016 г.
Рис.3. Доли операторов по внутренним отправлениям в натуральном выражении
*При просчете объемов отправлений внутри страны в натуральном выражении, кросс-бордер в показатели операторов не включался.
**Показатели объемов отправлений до 30 кг в шт. и грн по каждому участнику исследования рынка почтовой логистики включены в полную версию отчета исследования УАДМ.
Большая часть участников исследования показали рост по отношению к самим себе в сравнении с предыдущим годом. Маленькие игроки, такие как «Delfast», растут быстрее, чем крупные игроки или грузовые перевозчики. Что закономерно. Так как маленькие объемы нарастить в разы всегда легче и быстрее. А для грузовых перевозчиков отправления до 30 кг зачастую составляют от 7% до 15% всех объемов. Поэтому не являются основными показателями роста компаний в целом.
Основным драйвером роста компаний как в 2016 г., так и в 2017 г. является развитие украинского рынка e-commerce, который в последние годы активно развивается. Благодаря поднятию тарифов и запуску новых дополнительных услуг, рост в денежном выражении существеннее, чем в натуральном.
Рынок международных отправлений в 2016 г. в денежном выражении составил 1,2 млрд грн, в количественном – чуть больше 42 млн отправлений. Доли импорта и экспорта распределись 89% к 11% (см. рис. 4), что закономерно в связи с ростом e-commerсe и популяризацией заказов товара жителями Украины с китайских, американских и европейских сайтов.
Рис. 4. Структура международного рынка (импорт/экспорт) почтовой логистики в натуральном выражении за 2016 г.
Доля экспорта по сравнению с долей импорта в денежном выражении больше доли экспорта в натуральном выражении за счет стоимости среднего чека. Отправить посылку заграницу (экспорт) всегда дороже, чем ее получить с любой страны (импорт).
Рис. 5. Структура международного рынка (импортэкспорт) почтовой логистики в денежном выражении за 2016 г.
Если на внутреннем рынке лидерские позиции закрепила за собой «Новая Почта», то на рынке международных отправлений «УкрПочта» нарастила обороты в импорте как в натуральном, так и в денежном выражении. Даже не взирая на то, что в 2016 г. «Meest Express» отхватили у ПАО «УкрПочта» кусок «пирога», забрав часть посылок (около 1,5 млн шт.) у национального оператора в третьем квартале, к концу года команде «УкрПочте» удалось восстановить утерянные позиции и остаться лидером. В большей степени благодаря лояльным тарифам на услуги и «межгосударственным» контрактам. Доля «Новой Почты» гораздо ниже показателей операторов, которые занимают первые позиции, так как экспресс-оператор только в конце 2016 г. вышел на рынок международных отправлений. Показатели «Новой Почты» в 2017 г. в разы увеличатся.
Рис. 6. Рыночные доли операторов по отправлениям до 30 кг на международном рынке в натуральном выражении за 2016 г.
*Показатели объемов отправлений до 30 кг в шт. и грн по каждому участнику исследования рынка почтовой логистики включены в полную версию отчета УАДМ за 2016 г.
В целом по международным отправлениям, более заметными остаются «УкрПочта», «DHL», «Meest Express», «Новая Почта» и «EMS».
Глядя на 2016 и 2017 годы можно прогнозировать дальнейший рост рынка почтовой логистики, но отнюдь не стремительный. При условии сравнительно «стабильной» экономики рост рынка составит 20%. Основным драйвером роста по-прежнему станет развитие e-commerce и C2C отправления, в которых большая доля посылок микропредпринимательства.
Тенденция расширения сети отделений существенно замедлилась уже сейчас. Небольшие операторы будут наращивать свои сети за счет открытия микроотделений в форме франчайзинговых точек. Конкуренция на рынке доставки будет возрастать: операторы будут конкурировать не только за счет тарифов, сроков доставки, дополнительных услуг, но также за счет внедрения новых IT-решений. Ожидается сегментация почтовых услуг под потребности предпринимательства.
При этом ведущие операторы рынка не в состоянии обеспечить ювелирное качество услуг и работать в узких нишах. Для небольших операторов открывается возможность развивать нишевые сервисы для B2B клиентов и работать в тех сегментах, где особо важны своевременность и точность доставки. Выиграть может тот, кто персонализирует сервис. В 2018 г. наберут обороты нишевые службы адресной доставки по Киеву в сегменте B2C. Так как монополия некомфортна для интернет-магазинов, стоимость услуги постоянно растёт, а качество волнообразно.
Несмотря на то, что сеть почтоматов InPost ушла из украинского рынка, эксперты уверены – модель с использованием почтоматов имеет хорошее будущее в Украине. Ведущие операторы продолжат расширять сеть почтоматов. Данная услуга удобна для потребителя, но необходим период, чтобы научить потребителя пользоваться новым сервисом. Так «Новая Почта» переходит в следующий этап своего развития. Кроме оптимизации сервиса, они будут развивать автоматизированные отделения. То есть нивелировать влияние человеческого фактора как такового. В 2017 г. уже развёрнута сеть из 120 собственных почтоматов. На 2018 год уже переход от тысячи. Также об этом думает «УкрПочта» и «Meest Express». Но они ещё не начали этот этап развития. Поэтому потребуется до трёх лет входа в этот сегмент и значительные инвестиции в изменение бизнес- процессов и тд.
Справка:
Украинская ассоциация директ-маркетинга (УАДМ) – это бизнес-ассоциация, целью которой является саморегулирование и развитие рынка дистанционной торговли и сервисных сегментов для обеспечения его функционирования: директ-маркетинга, контакт-центров, почтовой логистики, сферы защиты персональных данных и др.
Подробнее о деятельности УАДМ на http://uadm.com.ua
Исследование проведено компанией OSDirect по заказу УАДМ