29 октября 2015 г., Киев – Украинская ассоциация директ маркетинга инициировала обсуждение нового проекта ЗУ «О внесении изменений в статью 233 Таможенного кодекса Украины». Законопроект от имени Мининфраструктуры предусматривает тотальную монополизацию рынка услуг почтовой связи «Укрпочтой» в части пересылки международных почтовых отправлений, ссылаясь на нормативные акты Всемирного почтового союза (ВПС).
В документе обозначено, что таможенный контроль и таможенное оформление товаров, которые пересылаются в Украину, будет осуществляться только через места международного почтового обмена (ММПО) назначенного оператора – «Укрпочты». Другие же операторы теряют такое право, хотя открытие ММПО не относится к исключительным полномочиям национального оператора.
Для обсуждения сложившейся ситуации и выработки консолидированной позиции за круглым столом собрались представители УАДМ, EBA, почтово-логистических операторов, компании дистанционной торговли. Приглашенные представители государственных органов на обсуждение не явились по объективным причинам. Хотя фактически публичное обсуждение нового законопроекта заканчивается 8 ноября 2015 года.
Валентин Калашник, президент УАДМ: «Ни для кого не секрет, что новый законопроект от имени Мининфраструктуры подготовлен юристами «Укрпочты» – участника рынка с долей около 35%. Уже сама по себе такая практика является некорректной. Документ выписан исключительно под потребности государственного оператора. Если эти изменения будут приняты негосударственные почтовые операторы должны будут уйти с рынка международных почтовых отправлений. Проиграют все – и операторы интернет торговли и их потребители. Украина подписала соглашение об ассоциации с ЕС и в нашей стране должны быть имплементированы нормы европейского почтового законодательства, которые сводятся к защите интересов пользователя, а не почтовых операторов. Отказу от преференций и монопольных прав каким бы то ни было почтовым операторов. Эта инициатива противоречит подписанному Украиной соглашению об ассоциации. Удивительно, что Антимонопольный комитет Украины до сих пор не заявил свою позицию по данному вопросу».
С позицией президента УАДМ согласна и Юлия Малич, координатор комитета по логистике, ЕВА: «Мы считаем, что данный проект не отвечает требованиям либерализации рынка. Так, проект предполагает тотальную монополизацию почтового рынка и не соответствует обязательствам в сфере почтового законодательства, которые приняла на себя Украина вследствие подписания Ассоциации Украина-ЕС. Он содержит ряд юридических коллизий – например, не определяет, как частные операторы станут пользоваться ММПО, если «Укрпочта» является назначенным оператором».
Однако за последние несколько лет — это далеко не первая попытка «Укрпочты» использовать административный ресурс в собственных интересах.
Илона Коваль, директор юридического департамента СП «Росан»: «За последние 4 года данный законопроект подается со своей редакцией уже в третий раз – налицо чья-то заинтересованность. «Укрпочта» преподносит такую законотворческую деятельность, как стремление Украины исполнять нормы актов ВПС. Но ВПС, наоборот, ратует за развитие частных ММПО, а «Укрпочта» пытается ввести в заблуждение всех участников рынка, перекручивая нормы в свою пользу. Считаю, что проект не имеет права на жизнь в такой редакции».
Эксперты обсуждали, что послужило причиной точечной попытки взяться за монополизацию именно ММПО. Один из выводов – «Укрпочта» и государство изменили стратегию законотворческой деятельности, когда поняли, что не смогут комплексным законопроектом решить все волнующие их проблемы. По той же логике отдельными вопросами были универсальные услуги, письменная корреспонденция, финансирование госбюджета.
Роман Лещенко, юрист УАДМ: «Почему «Укрпочта» взялась за вопросы ММПО сейчас? Это очень лакомый кусочек с точки зрения капитализации «Укрпочты». Но нельзя в один момент путем точечных изменений к Таможенному Кодексу, в ЗУ «О почтовой связи» перекроить весь рынок без каких-либо надлежащих обоснований. Мы не хотим воевать с «Укрпочтой» и хотим, чтобы это была нормальная, прозрачная публичная компания. Но не за счет других компаний на рынке и не путем тихого форматирования законопроектов, игнорирования позиции рынка».
Негативные последствия нового законопроекта просчитывают не только почтовые операторы, но и операторы e-commerce и каталожной торговли, которые не смогут обеспечить высокие европейские стандарты качества для конечных потребителей в случае монополизации ММПО.
Катерина Микула, генеральный директор компании дистанционной торговли lamoda: «Подобный законопроект несет риски для нас, ведь мы не сможет гарантировать качество и сроки доставки товаров. А, значит, наша компания рискует уйти украинского рынка. О каких европейских инвестициях в развитие рынка может идти речь?».
Юрий Шурмилев, эксперт рынка доставки и почтовой логистики: «Я вижу огромную опасность в сложившейся ситуации. Компании, которые имеют стандарты обслуживания, просто не смогут работать на этом рынке. В итоге проиграет потребитель, который не сможет получать товар по нормальной цене. И проиграет государство, которое потеряет ряд налогоплательщиков в лице компаний и почтовых операторов, если они уйдут с рынка».
Все участники круглого стола сошлись в негативных прогнозах в случае, если «Укрпочта» станет единственным провайдером международного потового обмена. Прогноз неутешителен для всех сторон процесса.
Александр Чумак, учредитель курьерской почты «Укркурьер»: «Все участники рынка знают, что «Укрпочта» – неэффективный и закостенелый игрок на рынке, который не в состоянии реализовывать свои преимущества и не умеет извлекать из рынка деньги в конкурентных условиях. Попытки внедрения нового законопроекта приведут к увеличению срока международной доставки посылки с 5-6 дней до 1 месяца, а срок возврата денег отправителя составит до полугода вместо 2-3 недель. В результате, с рынка начнут уходить операторы, клиенты получат худший сервис, а «пациент» как был мертв, так мертв и остался».
Роман Лещенко, юрист УАДМ: «Мы неоднократно обращались в Антимонопольный комитет Украины с просьбой прокомментировать законопроект, однако АМК пока игнорирует наши запросы. Если новый законопроект таки зарегистрируют в ВР, то будет зарегистрирован альтернативный законопроект. Будет позиция комитета, общественности, частных почтовых операторов, которые занимают серьезное положение на рынке. Нормы европейского законодательства на стороне развития здоровой конкуренции на рынке – Директивы ЕС запрещают любую монополию в почтовом бизнесе ЕС. А, значит, участники почтового рынка будут защищать интересы бизнеса и потребителей до последнего».
Присутствующие на пресс-конференции единогласно приняли решения консолидировать усилия в борьбе за развитие конкурентного почтового рынка в Украине, используя действующее законодательство Украины, нормы ЕС и поддержку общественности.