Напомним, что прогноз 2013 был очень сдержанным: специалисты оценили этот год как кризисный. Предполагалось, что объем рынка увеличится на 1% (рост 2011/2012 составил 9%), Такой неоптимистичный прогноз объяснялся ожидаемой девальвацией, снижением покупательской способности. Кроме того, ожидалось, что законодательные ограничения для самых «богатых» отраслей – табачной, алкогольной, фармацевтической – негативно повлияют на бюджетирование маркетинговых сервисов.
Что касается основных игроков рынка, то и здесь обсуждались серьезные изменения: укрупнение рынка, уход небольших агентств. Последнее время клиенты диктуют жесткие условия постоплаты – от 30 до 120 дней по завершению проектов, и такие правила выдержат только компании с серьезным финансовым потенциалом.
И конечно же, динамика отрасли маркетинговых сервисов зависит в целом от экономической ситуации в стране, которую вряд ли можно назвать позитивной. Так, по мнению аналитиков, в 2013 году Украина вступила в в стадию хронической рецессии: падает производство, резко снижаются инвестиции, международные компании покидают украинский рынок.
Как же выглядит реальная ситуация по истечении первого полугодия 2013 года?
В целом, прогнозы экспертов подтвердились.
Борьба за бюджеты обострилась, демпинговые подходы все чаще используются как конкурентное преимущество в тендерах. «Фармацевты» и «табачники» осторожно просчитывают проекты, но не торопятся их реализовать в нынешних законодательных ограничениях.
Что касается ключевых направлений маркетинговых сервисов, то картина рынка следующая.
«Главный тренд года — трейд-программы, которые, для оптимизации работы и бюджетов, имеют тенденцию «оцифровываться», считает Людмила Косович, директор TMA DRAFT Ukraine. Трейд-маркетинг действительно на волне популярности: консультанты в залах, «тайные покупатели», мерчендайзинг, программы стимулирования продавцов востребованы клиентами, так как быстро и активно влияют на продажи в рознице.
Традиционно считается, что ивент маркетинг сокращается одним из первых в корпоративных бюджетах; эксперты рынка предполагали 10% падение этой сферы в 2013 году. Однако Александр Микитенко, исполнительный директор MEX Advertising, полагает, что рынок ивент-маркетинга просел меньше, чем планировалось.
Подтвердились оптимистичные прогнозы digital маркетинга, растут бюджеты в он-лайн и нестандартных видах рекламы — ориентировочно на 10%. Алина Фролова, генеральный директор RAM 360 Agency, дополняет, что это направление могло бы развиваться интенсивнее, рост сдерживают непрозрачность рынка, отсутствие специалистов, и, как следствие, невысокое качество идей и разработок.
Кроме перечисленных факторов, важной тенденцией первого полугодия стало снижение рентабельности проектов. Несмотря на то, что клиенты все реже самостоятельно реальзуют маркетинговые активности и чаще обращаются в агентства, сметы «оптимизируются» до возможно минимальных. Этому способствует высокая конкуренция и непрозрачность рынка.
Что же ждет нас во втором полугодии 2013?
Возможно, итоги декабря будут более радужными: многие компании планируют финансовый год осенью, и не исключено, что второе полугодие будет щедрее на маркетинговые активности. Несомненно, трейд-маркетинг и digital останутся актуальными. Можно ожидать всплеска event-мероприятий: программы back-to-school и новогодние праздники стали уже традиционными активностями в рознице.
В целом, предполагается, что годовой объем рынка составит 2,5 млн. грн., что почти равно отраслевому бюджету 2012 года.
Оценка объема рынка маркетинговых сервисов
прогноз на 2013 год
Маркетинговые сервисы |
Итоги 2010г., млн грн |
Итоги 2011г., |
% изменения 2011 к 2010 |
Итоги 2012г., |
% изменения 2012 к 2011 |
Прогноз на 2013г., млн грн |
% изменения 2013 к 2012 |
Объем рынка Маркетинговых сервисов, ВСЕГО |
2 001 |
2 248 |
12% |
2 450 |
9,0% |
2 474 |
1,0% |
В том числе: |
|
||||||
Consumer promo |
373 |
384 |
3% |
403 |
5% |
383 |
-5% |
Trade marketing(Мерчандайзинг, Trade promo, Программы мотивации и контроля персонала) |
635 |
730 |
15% |
803 |
10% |
803 |
0% |
Event Marketing |
204 |
224 |
10% |
247 |
10% |
222 |
-10% |
Direct marketing *(Mailing, DB management, Contact-Center) |
508 |
610 |
20% |
693 |
14% |
772 |
11% |
Digital Marketing(Internet marketing, Mobile Marketing, Experiential marketing) |
29 |
35 |
20% |
38 |
10% |
42 |
10% |
Другое (Non-media спонсорство, life placement, ambient media ) |
252 |
265 |
5% |
265 |
0% |
251 |
-5% |
* По данным УАДМ, без учета объемов аутсорсинговых контакт-центров, предоставляющих свои услуги за рубеж.
Международная Ассоциация Маркетинговых Инициатив (МАМИ) www.mami.org.ua — официальная отраслевая организация рынка маркетинговых сервисов, объединяет около 50 агентств. Владелец и официальный организатор международной премии в сфере маркетинговых услуг «Золотой PROпеллер».