Российская e-commerce — отрасль с годовым оборотом 405 млрд. рублей – наконец-то закрепила базовое для себя определение в ГОСТ.
Впервые в России на федеральном уровне появилось официальное определение понятия «интернет-магазин». До этого онлайн-торговля — отрасль с годовым оборотом 405 млрд. рублей – жила без него.
20 ноября технический комитет ВНИИС (Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации) согласовал окончательную редакцию ГОСТ «Торговля. Термины и определения». Планируется, что стандарт вступит в силу с 1 июля 2014 г. В нем закреплено следующее определение:
«Интернет-магазин – часть торгового предприятия /торговой организации или торговая организация, предназначенная для предоставления покупателю посредством сети Интернет сведений, необходимых при совершении покупки, в том числе об ассортименте товаров, ценах, продавце, способах и условиях оплаты и доставки, для приема от покупателей посредством сети Интернет сообщений о намерении приобрести товары, а также для обеспечения возможности доставки товаров продавцом либо его подрядчиком, по указанному покупателем адресу либо до пункта самовывоза.
Итак, в определении есть 4 ключевых момента
• интернет-магазин — это не сам сайт, а бизнес или часть бизнеса;
• покупатель получает через сайт необходимую для покупки информацию;
• клиент имеет возможность известить продавца через Интернет о своем намерении сделать покупку;
• интернет-магазин (сам либо через подрядчика) обеспечивает доставку хотя бы до пункта самовывоза.
Формулировка была разработана Ассоциацией компаний розничной электронной торговли (АКРЭТ), объединяющей представителей российской e-commerce. АКРЭТ внесла и другие поправки в ГОСТ. Наиболее важные из них касаются определения «дистанционная торговля».
АКРЭТ не согласилась с попытками полностью отождествить понятия «дистанционная торговля» и «интернет-торговля» (в таком случае любая продажа любого интернет-магазина считалась бы дистанционной, т.е. на нее распространялось бы действие Правил продажи товаров дистанционным способом, а они устанавливают другие нормы, например, по возвратам, чем для всей розничной торговли). В итоге в ГОСТ вошло определение, разработанное АКРЭТ:
Дистанционная торговля: форма торговли, осуществляемая на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах, на интернет-сайтах, либо представленным на фотоснимках или с использованием средств связи (телерадиореклама, телемагазин, почтовая связь, электронная торговая площадка и другие средства связи) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара до осуществления оплаты за товар.
Итак, здесь ключевым моментом становится то, когда покупатель ознакомился с товаром – до или после того, как оплатил покупку.
ГОСТ – не закон, но он дает общее определение, которое потом учитывается при доработке уже существующих и разработке новых законов.
Работа над проектом ГОСТ заняла, по словам исполнительного директора АКРЭТ Ивана Кургузова, чуть более года. В ней активно участвовали российские интернет-магазины. Поправки обсуждались с членами АКРЭТ. А в октябре на крупнейшей конференции «Электронная торговля» было организовано открытое обсуждение со всей отраслью, в котором участвовали и представители ВНИИС.
По его результатам эксперты АКРЭТ доработали определения и направили их во ВНИИС. В итоге эти определения вошли в окончательный вариант ГОСТ.
» Мы надеемся, что принятие нового ГОСТ станет только первым шагом, — отмечает Иван Кургузов. – Следующим логичным шагом будет привести в соответствие стандарту Правила продажи товаров дистанционным способом. Сейчас правила фактически дискриминируют онлайн-торговлю, т.к. разрабатывали их давно и в первую очередь в расчете не на интернет-магазины, а на другие виды удаленной торговли».
В АКРЭТ уже подготовили пакет поправок, которые планируется обсудить в Подкомитете ТПП по удаленной торговле.
Ассоциация компаний розничной электронной торговли (АКРЭТ)– отраслевой союз интернет-магазинов. Его миссия — способствовать развитию российского рынка интернет-торговли, увеличить долю добросовестных продавцов, улучшить отношение к отрасли в обществе, СМИ и государственных органах.
В состав АКРЭТ входят: Holodilnik.ru, «Альпиндустрия», «Аудиомания»,»Баусервис», Mebelion.ru, Gretta.ru, Xcom-shop.ru, «Климат-Мастер», Oborot.ru, Superpovar.ru, «Младенец.ru», «Тритон», Apitcomp.ru, Fitnesspoint.ru, «Четыре сезона», Techport.ru, Gamepark.ru, Nextgame.net, Deoshop.ru, Babysecret.ru.
Интересные факты по теме:
В I полугодии 2013 г. российский онлайн-рынок материальных товаров достиг 160 млрд рублей, увеличившись на 29%. А число покупателей на нём выросло до 28 млн человек, — данные аналитического агентства Data Insight.
Существует 4 сценария развития российской интернет-индустрии до 2018 г. Наиболее оптимистичным можно считать инновационный, при котором среднегодовой прирост интернет-рынка (включая всё: e-commerce и электронные платежи, рекламу и маркетинг, инфраструктуру и игры) составит 35-40%.
Стабилизационный сценарий предусматривает среднегодовой рост рынка до 2018 г. на 18-20%, в первую очередь, за счет электронной коммерции и интернет-рекламы.
Негативный сценарий предполагает рост «всего» 6-10% год – данные исследования РАЭК и ВШЭ «Экономика Рунета 2012-2013.»