6-7 декабря состоялся V Юбилейный форум мультиканальной торговли Online Retail Russia, региональным партнером которого со стороны Украины выступила Украинская ассоциация директ маркетинга. Подвести итоги уходящего 2012 года на площадке РИА Новости встретились более 600 участников электронной торговли: оффлайн и онлайн-ритейлеры, платежные системы, торговые площадки , банки и инвестиционные компании, логисты, каталожная торговля и независимые игроки.
Одним из главных акцентов форума стало развитие интернет-торговли в регионах России, а также в Украине и Казахстане. Специальные делегации из 23 городов России, стран СНГ, а также Китая, Германии, Кипра, Великобритании и США обсудили пути сотрудничества и развитие международных каналов электронной коммерции.
Традиционно перед официальным открытием форума состоялась пресс-конференция с участием крупнейших интернет-компаний: E5.ru, Сотмаркет, Wikimart, а также аудиторской компании Ernst&Young. Представители компаний – Кирилл Гродинский, E5.ru; Всеволод Страх, Сотмаркет; Максим Фалдин, Wikimart озвучили прогнозы роста продаж по секторам, планы развития сервиса услуг, открытие оффлайн-точек выдачи продукции , а также сдерживающие факторы роста.
«Открытие оффлайн точек для интернет-магазинов – это тренд» – отмечает Максим Фалдин, — « для компании главное провести грань: оффлайновые точки нужны для того, чтобы обслуживать покупателя, которого ты получил в интернете или для того, чтобы привлечь новых покупателей, которые ходят по улицам». На вопрос прессы об инициативе проведения «черной пятницы» в России Кирилл Гродинский, генеральный директор E5.ru, ответил, что компания относится к ценовым войнам очень осторожно. Тот товар, который продается в E5.ru, практически не имеет стоков, поэтому участие в массовых распродажах не представляет интереса для интернет-ритейлера. Всеволод Страх, подводя итоги года, сообщил, что компания Сотмаркет недавно открыла второй брендированный пункт самовывоза (первый был открыт в Санкт-Петербурге) в формате «клуба», куда люди могут не только прийти и забрать свой заказ, но и проконсультироваться с квалифицированными специалистами.
«Структура рынка сформирована, на кону последние незанятые ниши» - этот лозунг стал одной из главных тем форума Online Retail Russia. Именно с плохих и хороших новостей официально открылась деловая программа. Жесткость и непреклонность модератора – Антона Терехова, Генерального директора Объединенной компании Price.ru, Бегун и Ichiba вызвали острую дискуссию среди спикеров и участников сессии, заставив вести с трибуны РИА Новости откровенный разговор без купюр. На вопрос Антона зачем в компании E5.ru было принято решение не заниматься продуктовым бизнесом, чем сильна материнская компания X5 Retail Group, Кирилл Гродинский ответил, что сам рынок не дал ответа на вопрос, как зарабатывать на еде в интернете. Интернет-магазин для материнской компании является дополнительной «машиной» для зарабатывания денег, а не имиджевым проектом, — констатировал Генеральный директор E5.ru.
Оскар Хартман, основатель KupiVIP повернул разговор в позитивное русло, отметив, что российские потребители являются наиболее импульсивными покупателями во всем мире, что дает конверсию в 5,5%. Есть и минусы –существует проблема остатков, не работает модель аутлетов (как в Европе и США). Ни один сток-трейдер в мире не покупает товары из России, что с другой стороны играет на руку для частных распродаж.
Генеральный директор «Enter. Связной» Сергей Румянцев, подводя итоги, не мог не отметить одно из главных событий в отрасли – создание Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ). По его словам «Интернет напоминает виртуальный Черкизон. Пока это очень серая субстанция, и необходимо создать понятные правила торговли, сделать этот рынок прозрачным и привлекательным для инвесторов, сделать его достаточно предсказуемым». Ассоциация будет выполнять роль индикатора, выявляя слабые стороны индустрии. «Исправительными» же работами будет заниматься государство.
В первый день форума наравне с перспективами отрасли участники форума обсудили также и практические вопросы – сезонность онлайн-бизнеса, влияние контента интернет-магазина на конверсию, конкурентные схемы на рынке интернет-торговли, доставку, прием платежей – «первые шаги», юзабилити, call-центры и клиентский сервис, возврат и обмен и др.
Впервые в рамках Online Retail Russia 2012 состоялась фокус-сессия с Маэль Гавэ, Генеральным директором Холдинга OZON. Отвечая на вопросы модератора сессии — редактора журнала Esquire Андрея Бабицкого, Маэль озвучила планы развития компании в регионах России и СНГ. Участники сессии также в режиме реального времени задавали наиболее интересующие их вопросы, в частности - когда Ozon будет продавать кредитные продукты (вопрос от банка Ренессанс Кредит), почему Ozon отказал в контракте крупнейшему онлайн-кинотеатру (вопрос от Ivi.ru) и др.
Второй день форума открыла череда важных встреч и событий: сессия Бизнес в регионах. Экспансия в России и СНГ с участием Владислава Чечеткина, Генерального директора Rozetka.ua (Украина), Михаила Гриценко, Директора по развитию бизнеса OZON.ru (Россия), Алексея Авдея, Руководителя сервиса Яндекс.Маркет (Россия), Всеволода Страха, основателя Сотмаркет (Россия), Владислава Флакса, основателя OWOX (Украина), Ивана Куца, директора по развитию«Закажи24» и Бориса Лепинских, директора интернет-магазина е96.ру, а также долгожданное выступление и мастер-класс Ширин Элтобджи, Директора по развитию бизнеса сервисного подразделения компании Zappos.com.
Выступление крупнейшего американского интернет-магазина обувиZappos.com впервые состоялось в России, эксклюзивно для участников Online Retail Russia 2012! В своей лекции Ширин рассказала историю компании, и объяснила, как счастье может быть успешной бизнес — моделью.
Среди главных ценностей компании Ширин выделила 10 принципов: 1- доставлять WOW-сервис, 2-управлять переменами,3-быть забавными и немного странными,4-быть предприимчивыми и открытыми;5-расти и постоянно учиться;6-строить открытые и честные отношения;7-формировать позитивную команду и семейный дух; 8-делать больше с меньшими усилиями; 9-быть страстными и решительными;10-быть скромными. В продолжении лекции к выступлению присоединилась команда компании Enter Связной, развивающая свой бизнес на примере компании Zappos.com. Сергей Румянцев и его команда в необычном формате презентации перенесли участников на борт Enter Airlines и представили свое собственное видение модели «Счастье как драйвер бизнеса». В финале лекции каждый делегат получил свой «кусочек счастья».