В апреле Украинская Ассоциация Директ Маркетинга совместно с исследовательским холдингом Factum Group завершили проведение независимого исследования рынка почтовой логистики[1] Украины за 2012-2013 гг. Как оценили рынок, и какие тренды на него повлияли, читайте в статье.
Отрасль продолжает показывать стабильный рост
За последние четыре года рынок внутренних отправлений вырос на 1 млрд. грн. В 2013 году эксперты оценили рынок внутренних отправлений в 2,8 млрд. грн., темп прироста составил 16,7 % по сравнению с 2012 годом. Но, по прогнозам, в 2014 году операторов рынка ожидает стагнация в связи со сложившейся политической и экономической ситуацией в стране. Учитывая скачок курса доллара и цен на бензин, «возить воздух» становиться очень дорого. Поэтому, участники рынка активно предпринимают меры по оптимизации затрат на перевозки, а также объединяют усилия по доставке товаров на «последней миле».
Адресная доставка замедлит темпы роста
Соотношение между доставкой «склад-склад» и доставкой «дверь-дверь» в 2013 году не изменилось (54% и 46% соответственно), хотя рынок почтовой логистики вырос как в натуральном, так и в денежном выражении. Эксперты отмечают, что в последнее время клиенты все чаще заказывали адресные доставки. Тем не менее, большого роста данного сегмента не прогнозируется в 2014 году, так как складская доставка остается более экономным вариантом, что безусловное немаловажный фактор в условиях кризиса.
Так, на ряду с курьерской доставкой почтовые логисты развивают свою сеть отделений. Наиболее активно свою сеть покрытия в 2013 году развивали «Новая Почта», «Ин-Тайм», «Деливери». Следует отметить, что суммарное число отделений возросло на 52,6% в 2013 по отношению к 2011 году. Еще одним трендом становиться активно внедрение технологий автоматизированных почтовых станций – постаматов. Хотя первичные инвестиции в данное направление достаточно велики, в будущем именно этот канал станет альтернативой курьерской доставке.
Рыночная доля Укрпочты продолжает падать
Не смотря на то, что на 2013 год лидером рынка почтовой логистики в денежном выражении является Укрпочта, ее доля продолжает активно снижаться – с 45,1% в 2012 до 42,2% на сегодняшний день. Обратная тенденция наблюдается у копаний Новая Почта и Мост Экспресс, которые замыкают тройку лидеров. Так, согласно последним данным доля Новой почты составила 19,5 % рынка, доля компании Мост Экспресс — 6,5%.
Электронная коммерция – драйвер роста
Согласно прогнозам экспертов в 2014 году активный рост рынка почтовой логистики будет наблюдаться в сегментах В2С и С2С. В сегменте В2С рост будет спровоцирован развитием рынка e-commerce. Так, несмотря на нестабильную экономическую ситуацию, продажи через интернет будут расти. Ритейл постепенно уходит в онлайн. В условия дефицита денежных средств, конкурентные цены интернет-магазинов будут огромным преимуществом перед офлайн площадками. Доставка в сегменте С2С также будет развиваться в 2014 году. Тут драйвером роста станут классифайды и другие площадки, на которых активно развиваться рынок продаж поддержанных вещей и техники. По данным экспертов, доля В2В в 2013г. по отношению к 2012г. выросла не настолько сильно, как доля сегмента В2С. Такая ситуация обусловлена медленным ростом большого бизнеса и отсутствием новых игроков на рынке.
Если в посылочных отправлениях рынок почтовой логистики растет пропорционально росту рынка e-commerce, около 30% в год, то доставка письменной корреспонденции стагнирует. Согласно прогнозам на 2014 год количество писем не вырастет, оно будет только перераспределяться между операторами почтовой логистики.
Почтовая логистика выходит из тени
За последние два года произошли изменения в теневом рынке перевозок посылок (передача с помощью проводников поездов, водителей маршрутных такси). Доверие к такому способу пересылки стало меньше. С другой стороны, рост числа частных компаний-перевозчиков, сравнительно невысокие тарифы на доставку, простота оформления и другие факторы сделали доставку через официальных почтовых операторов – удобным способом провозки почтовых отправлений. Так в 2014 году рынок будет более открытым и прозрачным, конкуренция будет расти, появятся новые сервисы.
Демо-версия отчета доступна по ссылке: http://www.uadm.com.ua/wp-content/uploads/2014/05/issledovanie_rinka.pdf
За детальной информацией обращайтесь в УАДМ: тел. (044) 4909088, e-mail: katrenko@uadm.com.ua – Алла Катренко, руководитель проектов, avramenko@uadm.com.ua — Мария Авраменко, аналитик.
[1] Почтовая логистика – услуга по выемке, перевозке и доставке писем, бандеролей и пакетов, посылок до 30 кг, осуществляемые коммерческими компаниями и УГППС «Укрпочта» по территории Украины.